Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Театральное мастерство" 2024-2025 учебный год

Содержание
Введение.............................................................................................................................................................................. 3
1. Целевой раздел ............................................................................................................................................................... 4
1.1. Пояснительная записка ..................................................................................................................................... 4
1.2. Цели и задачи программы .................................................................................................................................. 4
1.3. Методологическая и методическая основа программы .................................................................................. 5
1.4. Планируемые результаты освоения программы.............................................................................................. 5
2. Содержательный раздел .................................................................................................................................................. 6
2.1. Содержание психолого-педагогической работы с детьми при организации
театрализованной деятельности ......................................................................................................................................... 6
2.2. Учебный (тематический) план............................................................................................................................ 7
2.3. Особенности проведения педагогического мониторинга ............................................................................. 13
3. Организационный раздел .............................................................................................................................................. 14
3.1. Режим занятий по театрализованной деятельности .......................................................................................14
3.2. Условия реализации программы ..................................................................................................................... 14
4. Список литературы .................................................................................................................... ……. ……….16

2

Введение
Программа дополнительного образования «Театральное мастерство» представляет собой вариант разно уровневого планирования образовательной
деятельности в области театральной деятельности и разработана в соответствии с:


Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденным
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155;

Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р);

Приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018г. №196 (новая редакция Мин просвещения России от
30.09.2020г. №533) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. №281 «Об
утверждении СанПин 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания, обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»»;

«Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО
«Дворец Молодежи» от 26.02.2021г. №136-Д);

Уставом МКДОУ детский сад №19 (утвержден Приказом Управления образования администрации Нижнесергиноского
муниципального района №165-од от 30.12.2014г).

Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе и порядке ее утверждения в МКДОУ
детский сад №19 (утверждено приказом №87 от 01.08.2022г.)
Программа, по которой ведется обучение, сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных данных и
навыков.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей 5-6 лет. Уровень программы –
традиционная.
Программа «Театральное мастерство» реализуется на государственном языке Российской Федерации - русском.

3.

I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Актуальность организации театрального кружка заключается в том, что в ДОО театрализованная деятельность является одним из
самых доступных видов искусства для детей. Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей. Театральная
деятельность близка и понятна ребенку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных открытий. Всякую свою выдумку,
впечатления из окружающей жизни, ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли,
стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир
не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку
преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализация является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка
или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Театр в
детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и
действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи умения общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, а также интеллектуального, коммуникативного, художественноэстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей.
Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться
впечатлениями, что и способствует развитию речи ребенка. Неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна
широко использоваться в работе с детьми.

1.2. Цели и задачи Программы
Цель программы: развитие сценического творчества детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр и игрпредставлений, расширение кругозора.

Задачи программы:
Обучающие:
Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.). Знакомить с
приемами вождения различных кукол (поэтапно). Учить имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное
состояние человека, вступать в ролевое взаимодействие с персонажами. Учить использовать средства выразительности (поза, жест,
мимика,

интонация, движения)
4.
Приобщать детей к театральной культуре, обогащать их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве,
театральных профессиях, костюмах, атрибутах.
Развивающие:
Развивать у детей артистические способности, речь, умение «читать» характеры персонажей (в соответствии с их возрастными
особенностями). Развивать интерес к различным видам театра.
Воспитательные:
Воспитывать артистические качества, любовь к театру, вовлекая дошкольников в различные театрализованные представления.

1.3. Методологическая и методическая основа Программы
Методологическая основа Программы – представление в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов о
значимости театрально-игровой деятельности в художественно-эстетическом развитии дошкольников – Д.А. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, А.С.
Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая.
Методическую основу Программы составляет методика М.Н. Маханевой «Театрализованные игры в детском саду».

Методы и технологии, применяемые в работе с детьми (по М.Н. Маханевой):

 Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним
 Игры-драматизации
 Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок
 Упражнения по формированию выразительности исполнения
 Упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.
Программа предназначена для детей 5-6 лет и реализуется через посещение детьми театральных занятий.
Уровень программы – традиционная.

5.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в
театрализованной деятельности; способен выбирать себе роль, костюм, атрибуты, предметы-заместители, делать простые декорации,
выбирать участников по совместной деятельности, распределять роли; импровизировать по ходу сюжета.
-ребенок обладает установкой положительного отношения к театру, знаком с разными видами театра, театральными профессиями,
участвует в индивидуальных и совместных театральных играх; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных постановках. Способен договариваться и согласовывать свои действия во время управления куклой с действиями
сверстников, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои
чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; способен передать эмоциональное состояние персонажей,
оценить поступки героев.
-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в театрализованной деятельности, может самостоятельно придумать
сюжет по содержанию знакомых литературных произведений, мультипликационных фильмов, способен объединить в сюжете события из
разных книг, мультфильмов, самостоятельно придуманных событий, различает условную и реальную ситуации,
-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен изменять интонацию голоса в зависимости от создаваемого образа,
имитировать движения персонажа, комментировать события, происходящие в сюжете, ведению диалога от имени игровых персонажей.
-у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными способами кукловождения, может
управлять куклами разного вида театров, контролировать свои движения и управлять ими;
-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в театрализованной деятельности,
во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; проявляет
творческую активность, желание доставить радость зрителям.
-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями,
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской
литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок
способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

6.
2.Содержательный раздел
2.1. Содержание психолого-педагогической работы с детьми при организации театрализованной деятельности
Театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на развитие личности ребенка.
Познавательное развитие: развитие разносторонних представлений о действительности, наблюдение за явлениями природы,
поведением животных, обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных
представлений, творчества, интеллектуальной инициативы, развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для
достижения результата.
Социально-коммуникативное развитие: формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной
деятельности, воспитание культуры познания взрослых и детей, воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с
нормами и правилами жизни в обществе, развитие эмоций.
Речевое развитие: содействие развитию монологической и диалогической речи, обогащение словаря, образных выражений,
сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, овладение выразительными средствами общения.
Художественно-эстетическое развитие: приобщение к высокохудожественной литературе, развитие таких форм воображения, в основе
которых лежит интерпретация литературного образа, приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов
костюма, декораций, атрибутов, создание выразительного художественного образа, развитие пространственного воображения как основы
проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата.
Физическое развитие: согласование действий и сопровождающей их речи, развитие умения воплощать в творческом движении
настроение, характер, и процесс развития образа, поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах,
выразительного исполнения основных видов движений.

2.2. Учебный (тематический) план
№ п/п

1.

Месяц

Форма
занятия

Сентябрь

ООД

Кол- вочасов

Тема занятия

Форма контроля

Диагностика
1

Выявить у детей умения владет мимикой и жестами в процессе
инсценирования, выразительности движений, темпом тембром
голоса, интонационной выразительностью речи.
Уточнить знания детей о разновидностях театра

Наблюдение

1

2

Сентябрь

ООД

«Мы пришли в театр»
Развивать коммуникативные способности, желание участвовать в
театрализованных представлениях, умение слушать, запоминать,
повторять за педагогом.
Культура и техника речи
Речевое дыхание, правильная артикуляция,дикция, четкое
произношение слов.
Веселые слова и фразы

2

2

1

«Эмоции» знакомство с пиктограммами
Развивать у детей воображение, фантазию, пантомимические
навыки, умение пользоваться мимикой и жестами. Обучать
имитации характерных движения сказочных персонажей.
Воспитывать желание активно участвовать в театрализованной игре

Наблюдение

«В лес на прогулку»
Учить проговаривать фразы с различной силой голоса, эмоционально
воспроизводить приветственные интонации, активизировать лексику.
3.

Октябрь

ООД

Театральная игра

Драматизация «Два весёлых гуся»

2

Развивать подражательные навыки. Учить детей сочетать напевную
речь с пластическими движениями, проговаривать заданную фразу с
определённой интонацией в сочетании с жестами. Воспитывать
коммуникативные навыки общения, желание участвовать в
театрализованной игре

1

«Вежливые слова»
Развивать диалогическую и монологическую речь и её
интонационную выразительность.
Привлекать детей к режиссёрской игре. Воспитывать
коммуникативные качества у детей.

Беседа

4.

Октябрь

ООД

2

1

5.

Ноябрь

Драматизация сказки
«Репка»
Формировать произвольное внимание, активизировать интерес к
театральному искусству. Учить выражать свои эмоции.
Развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве,
навыки имитации. Воспитывать дружеские отношения в игре.

Наблюдение

Представьте себе» (развитие воображения и фантазии).
Формировать коммуникативные способности и навыки импровизации.
Учить детей интонационно и выразительно произносить заданные фразы.
Развивать пантомимические навыки, творческое воображение и фантазию.
«Знакомство с театральными профессиями

ООД

Познакомить детей с театральными профессиями (гримёр, костюмер,
артисты). Учить детей интонационно выразительно проговаривать
фразы. Развивать пантомимические навыки и артикуляцию, активное
общение через игру. Воспитывать творческую инициативу.

2

1

Наблюдение

«Бродячий цирк»

Развивать фантазию к импровизации, пантомимические способности
детей.
Расширять знания о цирке. Воспитывать доброжелательные
отношения взаимоотношения.

6.

Ноябрь

ООД

2

«Мы артисты»
Учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы из
стихотворного текста. Развивать артикуляционный аппарат посредством
проговаривания чистоговорок, творческие способности детей.

2

Драматизация «Кошкин дом» (отрывок)
Учить детей сочетать речь с движениями. Развивать
артикуляционный аппарат, логику, имитационные навыки,
творческие способности.

Наблюдение

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
2

Подготовка к спектаклю

«Новый колобок
Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание
участвовать в общем действии. Развивать речь, умение строить диалоги.

7.

Декабрь

ООД

2

2

«Знакомство со сказкой «Новый колобок» Формировать у детей
умение согласовывать свои действия с действиями партнёра.
Развивать творчество детей, умение поддерживать диалог,
использовать жесты и мимику, характерную для персонажей.

Наблюдение

Мимика и жесты. Продолжать работу над мимикой и жестами.
Формировать навыки работы с воображаемыми предметами.
Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью. Воспитывать
гуманное отношение к животным.

8.

Декабрь

ООД

2

2

1

1

9.

Январь

ООД
2

Р.Н.С. «Маша и медведь» Формировать интерес к русскому фольклору и
театральной деятельности. Развивать коммуникативные способности.
Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки,
воспитывать желание активно участвовать в действии.

Наблюдение

«Какие бывают театры» Продолжать знакомить детей с театром.
Расширять знания о том, какие бывают театры (кукольный, пальчиковый,
настольный и т.д.). Воспитывать желание узнать больше о театре.
Культура и техника речи
Понятия «тон голоса»,
«речь», «общение». Специфика речевогообщения
Культура и техника речи
Техника речи. Дыхание.Громкость. Тембр.
Основы театральной культуры
Театр и
профессии в нем

Наблюдение

10.

Январь

ООД
2

2

11.

Февраль

ООД
3

Театральная игра
Сказка «Под грибом» Учить сочетать движения и речь,
выразительно произносить фразы, несущие различную
эмоциональную окраску. Развивать пантомимические
навыки и мелкую моторику рук, воображение и творческую
инициативу у детей.

Беседа

«Сочиняем сказки» Продолжать работу по
раскрытию творческих наклонностей. Развивать
эмоциональное отношение к художественным
произведениям, речь, воображение. Воспитывать
умение дослушивать до конца сказку сверстника
«Играем в театр» Формировать активную позицию (желание брать
на себя роль). Развивать фантазию, образное мышление, актёрские
способности (умение действовать в паре), интонационную
выразительность и пластику. Воспитывать у детей внимательное
отношение друг к другу.

Беседа

Культура и техника речи

Беседа.
Наблюдение

Наблюдение

12.

Февраль

ООД

2

13.

Март

ООД

2

Основы театральной культуры

14.

Март

ООД

2

Выступление
Театральная игра
Выступление перед детьми детского сада
Театрализованный праздник
«В гостях у Мойдодыра» Формировать необходимый запас эмоций и
впечатлений. Развивать воображение и личностное восприятие
окружающего мира, интерес к театрализованной игре. Закреплять знания о
культурно-гигиенических правилах, совершенствовать и укреплять
здоровье детей, их физическое развитие.

Чтение «Сказка о глупом мышонке» Учить сочетать движения и
речь. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать уважение и
любовь к семье, к матери, желание детей участвовать в
театрализованной игре.
«Моя Вообразилия» Развивать навыки импровизации, пантомимику,
творческую инициативу, фантазию, коммуникативные качества.

Апрель

ООД

2

15.

2

16.

Апрель

ООД

17.

Май

ООД

18.

19

Май

Май

ООД

ООД

2

3

2

Ритмопластика
Свободная импровизация. Игры. Жесты.Двигательные способности.
Упражнения в попеременном напряжении и
расслаблении
основных групп мышц.

Игры импровизации отрывки из знакомых сказок продолжать
учить детей сочетать движения и речь. Развивать логику, творческие
способности, имитационные навыки, артикуляционный аппарат.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим и
положительный эмоциональный настрой.
Основы театральной культуры.
Театральный словарь: Сцена, занавес, кулисы, задник, партер,амфитеатр,
балкон, гардероб, фойе, буфет, антракт

Наблюдение

Театральная игра
Творческие игры со словами.

Наблюдение

Продолжать знакомить детей с разными видами театров. Развивать
моторику рук и пальцев, речь. Поощрять творческую инициативу,
умение импровизировать. Воспитывать партнёрские отношения в
игре.
Викторина произведений. Развивать фантазию, эмоциональную
память, творчество. Продолжать работу над интонационной
выразительностью речи детей и их умением имитировать движения
персонажей театрального действия. Воспитывать дружеские
отношения, эмоциональный отклик на театрализацию знакомых

2

Игры с пальчиками учить имитировать голоса животных,
интонировать. Развивать коммуникативные качества детей, мелкую
моторику рук в сочетании с речью. Воспитывать заботливое
отношение к животным, творческую инициативу, умение
импровизировать.

2

Кукольный театр «Колобок» Учить сочетать движения и речь.
Развивать интонационную выразительность речи, исполнительские
умения, творчество, моторику рук. Воспитывать у детей желание
участвовать в театрализованной игре.
«Весёлый концерт» Учить детей чётко проговаривать слова

2

Наблюдение

Наблюдение

Спектакль

чистоговорки с различными интонациями. Развивать память
физических ощущений, воображение, желание участвовать в
театрализованной игре.
Всего 64 часа

Программа реализуется с 1 сентября по 30 мая
31 декабря – 8 января (зимние каникулы)
31 мая – 31 августа (летние каникулы)

Особенности проведения педагогического мониторинга
В плане индивидуализации образования и оптимизации работы с дошкольниками предусмотрен мониторинг уровня развития
театральных способностей детей. По итогам педагогического наблюдения педагогом заполняется «Индивидуальная карта личностного
роста воспитанника», предусматривающая анализ определенных показателей развития каждого ребенка, которая выражается в словесной
(опосредованной) форме: показатель не сформирован; показатель находится в стадии становления; показатель сформирован не
полностью; показатель сформирован.
В ходе проведения педагогического мониторинга достижения и успехи ребенка не сравниваются с показателями других детей,
отслеживается и анализируется только личностный рост каждого воспитанника, выявляются проблемные места, производится
педагогическая корректировка индивидуального маршрута.
На основании мониторинга уровня развития творческих способностей каждого ребенка в процессе театрализованных занятий
педагогом делаются определенные педагогические выводы с целью дальнейшего совершенствования процесса взаимодействия и
корректировки усилий педагога для достижения наиболее качественных результатов работы по всестороннему развитию личности
каждого ребенка.
Педагогический мониторинг проводится два раза в год – октябрь, май.

3.Организационный раздел
3.1. Режим занятий по театрализованной деятельности
Срок освоения программы – 1 год.

Программа предназначена для детей 5-6 лет и реализуется через посещение детьми театральных занятий.
Занятия проводятся с октября по май. Всего 64 занятия.
Занятия проводятся два раза в неделю (во второй половине дня, продолжительностью 20-25 минут).
Форма обучения – очная.
Виды занятий – групповые, подгрупповые, индивидуальные.
Деятельность проводится в форме игры: игровые упражнения, этюды, игра-драматизация; сюжетно-ролевая игра.

3.2. Условия реализации Программы
Занятия продолжительностью 20-25 минут проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня, согласно ежегодному учебному
плану реализации образовательных услуг в группе дополнительного образования, оборудованной в соответствии с требованиями
СанПина. Помещение площадью 57 кв.м, имеет естественное освещение (2 окна) и электроосвещение, оснащено ультрафиолетовой
бактерицидной установкой, системой водоснабжения.

Материально-техническое оснащение и оборудование:
Шкафы для методических пособий
Детский стол – 6шт
Детский стул – 15шт
Ноутбук
Музыкальный центр
Зеркало
Ширма напольная
Ширма настольная
Фланелеграф
Лэпбук «Театр»
Настольный театр деревянный «Заюшкина избушка», «Репка», «Три поросенка»
Настольный театр «Бременские музыканты»
Настольно-развивающая игра-пазл «Сказка»
Настольный театр «Колобок»
Конусный театр «Три поросенка», «Кот в сапогах», «Муха Цокотуха»
Пальчиковый театр «Теремок»
Перчаточный театр
Театр-фланелеграф «Три поросенка»
Вязаный театр «Колобок», «Репка»

Игрушки Би-ба-бо
Театр Би-ба-бо «Машенька»
Кукольный театр «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Репка»
Театр из фетра «Курочка Ряба», «Колобок»
Нетрадиционные виды театра - театр зверей из втулок, «Заюшкина избушка» (из прищепок)
Шапочки животных
Маски животных
Детские костюмы для спектаклей
Взрослые костюмы для спектаклей
Декорации для спектаклей
Предметно-пространственная развивающая среда пополняется разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками,
сценариями.

Инструкции:
1. ИОТ – 34-2022 при работе с оргтехникой
2. ИОТ – 22-2022 при работе на персональном компьютере
3. ИОТ – 28-2022 при организации занятий с воспитанниками
4. ИОТ – 1-2022 о мерах пожарной безопасности в МКДОУ детский сад №19

4. Список литературы
1.
Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. Методические рекомендации, конспекты
занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2011.
2.
Дерягина Л.Б. Театрализованная деятельность в ДОУ. Сценарии по сказкам зарубежных писателей и народов мира. –

СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
3.
Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольников. Использование приемов сказкотерапии. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
4.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ
«Сфера», 2001.
5.
Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под
ред.О.С.Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
6.
Петрова Т.И. , Сергеева Е.А. , Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: 2000.
7.
Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред.О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ
Сфера, 2009.
8.
Филиппова Л.В., Филлипов Ю.В., Кольцова И.Н., Фирсова А.М. Сказка как источник творчества детей: Пособие для
педагогов дошкольных учреждений / Научный руководитель Ю.А.Лебедев. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
9.
Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4 – 5 лет / Под ред. О.Ф.Горбуновой. – М.:
Мозаика-Синтез, 2008.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».